Дата: Воскресенье, 15.01.2023, 18:19 | Сообщение # 9301
Почётный моралфаг
МОДЕРАТОР
Сообщений: 5095
Прочитала Александру Питкевич, "Я прячусь от ветра" Аннотация:
Мор покосил большую часть населения, когда с гор, через перевал пришли захватчики. Они не тронули нас, но в руках предводителя были подписи короля, передающие ему права на землю. На мою землю. Землю, которую я не могла покинуть. Людей нельзя было оставлять одних. Да и сама земля до краев полна тайнами. Тайнами, завязанными на моей крови. И все бы ничего, я бы справилась и с этой бедой, но события прошлых лет так измотали, так вытрепали, что хотелось спрятаться. За стену, за чью-то спину. Куда угодно. Укрыться от ледяного ветра, бьющего прямо в лицо колючим снегом обжигающим кожу. Я так устала быть сильной, что все же предстоит сделать выбор и решить, каким станет будущее.
Понравилась эта история. Суть, собственно, в том, можно ли примириться с захватчиками твоей земли, если они... как бы и не совсем захватчики? И вообще, в одиночку выживать куда сложнее, чем всем вместе. Сюжет зацепил - интересно было наблюдать, как идет притирка мировоззрений и характеров - без жести и разрушений, без унижений "чужого" и прославления "своего", а просто потому, что вот так сложились обстоятельства и жизнь заставила. Итак, некое отдаленное баронство и еще кое-какие земли отданы пришлым завоевателям на откуп местным королем. Не знаю, как там с прочими владениями, а с баронством все непросто - очень уж много загадок хранит этот медвежий угол. Стало быть, короне он - что тот локоть. В том смысле, что хочется укусить, да возможности нет. А беглецам от судьбы наемников вроде как все равно нужно где-то устраиваться. Но что бы там ни планировал молодой и, думается, не особенно дальновидный король, а общий язык иноземцы с жителями баронства все же нашли. Потому как первых действительно пригнало на чужбину стремление к миру, а не к войне (хотя с сопротивляющимися соседями воины не церемонились). А вторые уже устали от невзгод и просто хотели спокойно собирать урожай, растить детей и налаживать разрушенный мором быт. Словом, цели и желания каждой из сторон совпали от слова "идеально". Правда, баронство, которым издавна правит род эль Аст, - место и в самом деле таинственное и мистическое. Иногда тут над болотами поднимается Красный туман, забирающий тех, кто по недомыслию оказался за пределами обережных кругов, иногда люди плутают на давно знакомых тропинках, а иногда приходится договариваться и сотрудничать с теми, кто обитал в этих краях задолго до смертных. Причем, сделать это может лишь тот, кого хранящие древние земли силы признают законным правителем. Потому и королевские указы, пардон за каламбур, тут никому не указ. Приходится вдовствующей баронессе Виране эль Аст самой справляться с ситуацией. Поразмыслив и памятуя о незавидной участи соседей, Вирана решает изменить внешность и прикинуться служанкой в собственном доме... Вирана понравилась сразу. Очень сильная и стойкая женщина. На первый взгляд вроде бы мягкая (этакая сдобная пышечка), но обладающая железной самодисциплиной, столь же стальным характером и несгибаемым внутренним стержнем - всем тем, что позволяет вести за собой людей. Пожалуй, понятно, отчего духи этих краев избрали ее своим хранителем, а подданные видят в госпоже баронессе заступницу и мудрую госпожу, беспрекословно подчиняясь ее приказам. При этом не сказать, чтобы Вирана получала удовольствие от власти, потому как эта молодая женщина прекрасно понимает всю меру ответственности правителя перед своим народом - понимает, пожалуй, куда лучше того же короля Сигеда. А еще героиня при всей своей волевой натуре совсем не похожа на мужика в юбке. Она может сомневаться в себе, быть недовольной своей внешностью, желать нравиться симпатичному ей командиру чужеземцев, ревновать и злиться на мужскую твердолобость. Впрочем, надолго этой досады, как правило, не хватает. Для этого Вирана слишком отзывчива и милосердна. И вот уже она снова бросается спасать пока еще не знакомых с местными подводными камнями воинов. Или думает, как лучше помириться с упрямцем-избранником. Командир элитного ударного отряда Тазур действительно весьма целеустремлен и настойчив, а потому твердо намерен раскрыть все секреты как баронства, так и его хозяйки. Вот только от мистики, духов и прочей чертовщины воин-материалист весьма далек, а потому часто действительно оказывается вынужден признавать правоту и принимать помощь Вираны. Привыкшему оставлять за собой последнее слово мужчине сложно смириться с подобным раскладом, однако Тазуру хватает ума понять - своим в этом странном краю стать куда как непросто. А поняв, научиться слушать и слышать женщину, которую уже видит своей, уважать ее мнение и советы. Постепенно благородный, ответственный, сдержанный, спокойно-уверенный в себе, безупречно честный и порядочный Тазур становится для Вираны так необходимой ей опорой и защитой от тревог, невзгод и бытовых проблем. Что и говорить, надежное мужское плечо рядом порой хотелось бы чувствовать даже самой неслабой духом даме. Романтическая линия, ИМХО, замечательная. Неспешная, постепенная, зато сразу видно, как меняются и развиваются отношения героев, как рождаются взаимное доверие и уважение, как Вирана и Тазур делают первые осторожные шаги навстречу любви. Моя оценка - "5-". Несколько портят картину ошибки и опечатки в тексте.
Чиванские ведьмы. Закрытый, женский орден, воспитывающий одаренных девочек. Сила и умения, переходящие по наследству, так не похожи на обычную магию, что люди лишь в крайних случаях просят помощи в Обители. Их мир соседствует с еще несколькими, но одаренные женщины так давно закрыли двери, что многие и не верят в их существование. Я – Тирма. Потомственная ведьма из проклятой ветви. Иименно мне предстоит доставить одну из одаренных послушниц к старейшинам. Но кто же знал, что в дороге могут встретиться две легенды, и существо, которому не положено в этом мире, решит меня поймать. У меня свои планы, и скрыться от похитителей на первый взгляд проще простого, но, даже моя богиня на их стороне, а здесь я уже бессильна. Или нет?
Приятное послевкусие оставила по себе эта книга. Правда, мне не совсем понятна авторская концепция множественности миров и есть пара вопросов по, так сказать, матчасти. Сколь я поняла, жители разных реальностей прекрасно осведомлены о том, что они (реальности) действительно разные. К пришельцам из иных пластов мироздания поэтому относятся как к чему-то обыденному и само собой разумеющемуся. Вот раса героев, например, вообще межмировые наемники - выполняют разной степени деликатности поручения за вознаграждения. А раса героини - жрицы, живут этакой общиной амазонок, служат своей странной богине, которая вроде как не признает несправедливости, однако в дела смертных, по большому счету, не вмешивается. Потому как на самом-то деле ей местечковые разборки и дележ власти не интересны - ясноокая Чива желает пребывать в покое следующие... -сот лет, раздав всем сестрам по серьгам, то есть, в нашем случае, разогнав вертеп зажр... возгордившихся прислужниц и сняв с героини наказание за вынужденное прегрешение. А еще есть миры типа феодальной Японии и типа феодальной Европы, общинной Руси и арабского Востока, миры, где обитают духи, и миры, где правят демоны... Словом, очень уж много веток на одном кусте, чтобы с ходу разобраться в сути их взаимозависимости. Вот, например, как именно связаны расы героя и героини (намеков было много в духе "как привязать Чиванскую ведьму", а объяснений... )? Чем вообще желтоглазые отличаются от людей? В чем суть количества юбок у жриц? Зачем они наносят краску на лица? Словом, вопросы, вопросы... Зато мне понравилось, как тщательно автор описывает ритуалы, традиции, обычаи и базовые ценности Чиванских ведьм. Эти женщины прекрасно понимают - каждое действие имеет свою цену, каждое отдается переменами в будущем - как камень, от которого расходятся круги по воде. Иногда этих изменений мало, а иногда платой за твое решение может стать будущее рода. Что до сюжета, то он вроде бы прост - элитный отряд наемников подвизался доставить ко двору некоего герцога одну из служительниц Чивы. Зачем? Сын герцога смертельно болен, и помочь ему может лишь чудо. А чуда бы хотелось, бо герцогская кровь издавна несет дар Стража границ - все мужчины этого семейства наделены силой сдерживать вторжения темных тварей из параллельной демонической реальности. Между тем, именно Чиванские жрицы хорошо и повсеместно известны своими способностями прорицательниц и целительниц. Так героиня и попадает в плен. Впрочем, характер у чиванки такой, что тут еще спорный вопрос, кто куда попадает. Одно дело - посадить птичку клетку, но совсем другое - удержать ее там. Четырежды ведьма будет сбегать от судьбы, и четырежды судьба ее настигнет. А дальше... кто знает, возможно, Тирма и не пожалеет о встрече со своим желтоглазым... Что привлекает в этом незамысловатом, в принципе, повествовании? Известное дело, романтическая линия)) Он, она и непростой квест, в котором кто-то убегает, а кто-то пытается выполнить приказ сюзерена. Попытки сохранить верность убеждениям и разделенные на двоих трудности и тревоги. Искры, которые при соприкосновении высекают два сложных характера, и вынужденный брак, против которого, тем не менее, всерьез не возражает ни одна из сторон, потому как дорога - она сближает. И учит доверять спутнику. Тирма мне очень понравилась. Она рассудительная, не по годам мудрая, добрая, порой резкая на словах, но очень милосердная, отзывчивая и совестливая молодая женщина. Женщина, которая точно знает, на что способна, и не кичится своими возможностями. Несгибаемая натура, которая не страшится ответственности и готова нести всю тяжесть последствий собственных решений. Человек, который не может пройти мимо чужой беды. И не платит злом за зло. Однако львиная доля симпатий на сей раз принадлежала герою. Воин-изгнанник Кирчу не теряется на фоне харизматичной избранницы. Скорее, напротив. Если долг Тирмы состоит в том, чтобы спасти ребенка, от которого зависит благополучие его соплеменников, и не изменить обетам сестринства, то долг Кирчу - позаботиться о своем народе, который пытается обустроиться на новых землях, избавить от боли и страданий любимую женщину, сохранить жизнь брату. Бремя долга почти неподъемное, однако герой без колебаний принимает его на свои плечи, потому что... "кто, если не мы". Впрочем, Кирчу не только защитник по натуре. Он удивительно честен, порядочен, надежен и благороден во всем, что делает. А его отношение к Тирме буквально проникнуто трогательной заботой, вниманием и самоотверженностью. При этом Кирчу не спрашивает о цене. Если для благополучия второй половины необходимо отправиться на край Вселенной - отправится. Вырвать из лап джинна артефакты первой жрицы - нет вопросов. Вытащить из нирваны саму божественную Чиву - где там "будильник" в виде волшебных сагатов? Удивительные верность и воля к победе. Заинтересовал образ старшего брата Кирчу. Мужчина умело скрывает настоящие мысли и чувства под маской бабника и легкомысленного красавчика, однако его проницательности и преданности близким можно лишь позавидовать. Хотелось бы, конечно, узнать, покорится ли ему отданная добровольно сила жриц и как сложатся отношения с наставницей (учитывая репутацию старшенького и характер будущей дамы сердца - эпичная могла бы получиться история), но автор, кажется, продолжения не планирует. А жаль. Моя оценка за эту работу - "5----". И снова впечатления портят ошибки.
Дата: Суббота, 21.01.2023, 20:30 | Сообщение # 9303
Почётный моралфаг
МОДЕРАТОР
Сообщений: 5095
Прочитала Ольгу Островскую, "Я украду твое сердце" (роман серии "Меняя судьбы Совванира", но можно читать как самостоятельное произведение) Аннотация:
Я всегда считала принца Азима Босвари своим личным врагом. Что и неудивительно, ведь за несколько лет знакомства ни одна наша встреча с этим высокомерным заносчивым снобом не обходилась без обмена колкостями. Но вот чего я точно не ожидала, так это того, что сам он всё это время видел во мне свою будущую жену. Признаю, мой отказ действительно был слишком резким и, пожалуй, некрасивым. Принцессе королевского дома Сэйнар не пристало так себя вести. Но разве это повод меня похищать?
Милая история без особенной глубины. Героиня вроде как принцесса, но при заботливых родителях пользуется определенной свободой поступков, а потому дружит с простолюдинами-изобретателями, с удовольствием изводит соседнего принца, мрачноватого красавца из страны с очень патриархальными нравами, берет от жизни все и думать не думает о каких-то серьезных отношениях, браке и прочих гадостях. Пока в один прекрасный день тот самый принц, с которым юная Николь постоянно пикируется, не является к отцу девушки с предложением брачного союза. Угадайте, кого он желает видеть своей супругой. Понятное дело, девица в гневе отказывает ухажеру, но парень тоже не лыком шит - круто меняет тактику привлечения внимания строптивой дамы сердца. Вскоре Николь берут сомнения - кажется, без Азима Босвари стало заметно скучнее. В итоге, когда заждавшийся зазнобу принц таки похищает девицу, она уже вроде бы и не против забыть былые недоразумения и узнать друг друга получше вдали от придворных и политических хлопот. Только вот, к сожалению, политические хлопоты об Азиме Босвари забыть категорически не готовы... Все очень канонично - острая на язык, дерзкая, еще очень наивная, но в целом добрая, искренняя и отзывчивая девушка; жесткий, суровый мужчина-воин из сложной (если можно так выразиться) семьи, все еще глубоко переживающий предательство отца. Она привносит свет в его тьму, он становится для нее опорой и защитой от любых невзгод. При этом красавец-южанин оказывается этакой удачной комбинацией скрытого романтика с благородным паладином. А готовит и вовсе божественно. Словом, какой там месяц наедине, Николь растаяла гораздо быстрее. И трудно ее за это винить. В романе есть небольшая интрига с придворным заговором в Босварии, но разрулили его вполне благополучно без участия героини. Разве что ее рыцарь без страха и упрека решил великодушно помереть впоследствии, утратив (отчего-то) веру в возвращение возлюбленной. Но тут уже Николь решительно вправляет избраннику мозги, дабы тот заканчивал разыгрывать упадочного поэта, брался за ум, а после - и за лечение. Если вам очень нужно на время отвлечься от тревог и волнений нашего непростого мира, окунуться в этакую сказку с восточным колоритом (но без фанатизма в виде рабов, гаремов, дев в паранджах и т.д.), почитать о большой и светлой любви (потому как остальное в этом романе сильно на периферии) - вам сюда. Даже не сомневайтесь. Ну а если вам потребны тайны и интриги, сомнения в чувствах и непростой путь героев друг к другу... тогда еще раз подумайте. Наверное, не хватит "перчинки". Моя оценка - твердая "4". Пы. Сы. Не отказалась бы прочитать отдельные книги о скрывающейся под личиной парня девушке-артефакторе, близнецах-телохранителях и старшей сестре Николь, Софи, которой досталась очень непростая вторая половина. Думается, в последнем случае притирка характеров точно будет интереснее, потому как свою судьбу принцесса-эмпат боится до дрожи в коленках - очень уж мужик брутален.
Дата: Суббота, 21.01.2023, 22:17 | Сообщение # 9304
Почётный моралфаг
МОДЕРАТОР
Сообщений: 5095
Прочитала Марианну Красовскую, "Берова тропа" (третья часть цикла "Люди огня", есть упоминания персонажей предыдущих книг, но, в принципе, можно читать как самостоятельное произведение) Аннотация:
Молодой княжич Ольг встретился в лесу с медведем и проиграл бой. Его нашла и выходила лесная ведьма. С повязкой на глазах он почти влюбился в заботливые руки и звонкий голос, но увы, сняв повязку, увидел вовсе не то, чего ждал. Убежал, конечно, но остались сомнения: кто такая эта лесная ведьма? И отчего ему кажется, что она вовсе не такая, какой он ее видит?
Как-то не могу себя пока заставить прочитать вторую часть - неприятна героиня. Поэтому история принятия Ольгом отцовского наследства и наследия для меня - темный лес. Но в остальном книга понравилась. Итак, молодой княжич, которого спасла лесная ведьма, не очень-то хорошо обходится со своей благодетельницей перед возвращением в родную вотчину. Однако в богатых палатах здоровье молодого воина на лад не идет. Приходится вновь обращаться за помощью к ворожее Марике. К счастью, колдунья оказывается женщиной рассудительной и зла на князя не держит (хотя обидно все же, да...). И думать бы теперь Ольгу о кознях боярского совета, процветании славного города Бергорода и собственном политическом будущем, вот только встреча с загадочной целительницей направляет его мысли совсем в иное русло. Ольг подозревает - что-то нечисто с пожилой дамой, у которой на удивление молодой голос, нежные руки и острый язык... Отличная история о том, что зряче одно лишь сердце, а потому и красота в глазах смотрящего, и любовь творит настоящие чудеса. Ей, любви, зачастую безразличны и пышные косы, и алые губы и стройный стан. Потому что все это ничтожно перед чистой душой, которой ведомо и прощение, и сострадание, и стойкость перед ударами судьбы, и тихое мужество, с которым противостоит болезни истинный целитель. Всеми этими качествами сполна наделена главная героиня произведения, ведунья Марика. Да, в юности она, быть может, и была немного тщеславна, в конце концов, природа внешними данными не обделила. Однако судьба хотя и не лишила молодую женщину ершистого нрава, все же научила ее и терпению, и смирению, и умению примерять на себя чужие раны. Вроде бы не воительница, с некоторых пор не дерзкая красавица и не могущественная колдунья, Марика, тем не менее, поражает силой характера. Не той силой, что ведет за собой людей и подобна закаленной стали, но той, которая поддерживает в минуты отчаяния и одиночества, не позволяет сдаться и опустить руки. Про таких женщин, как Марика, недаром говорят "гнется, но не ломается". Героине приходится многое вынести - потерю семьи, незаслуженно тяжелое проклятье старого волхва, презрение или покровительственную жалость окружающих, ненависть и предубеждение. Однако целительница с честью проходит все испытания и получает-таки свою долю заслуженного счастья. Княжич Ольг тоже вызвал симпатию. Нет, поначалу он, конечно, еще редкостный дуралей и обалдуй, прямой, что то копейное древко. Чего стоит хотя бы случай с медведем, чуть было не стоивший Ольгу жизни. Опять же, Ольг порой не в меру самоуверен, горяч, склонен рубить с плеча, да и вниманием прекрасного пола изрядно избалован. Однако встреча с Марикой что-то меняет в молодом человеке. Стремление узнать тайну спасительницы, избавить ее от суровой доли, уберечь от злых наветов словно бы заставляет Ольга прозреть. Княжич начинает присматриваться к своему окружению - так ли преданы все эти люди, как уверяют? Привыкает заботиться не только о себе, нести ответственность за однажды сделанный выбор и каждый поступок. Старается исправить совершенные ошибки и не упорствует в заблуждениях. Обращает внимание на жизнь простого народа Бергорода. Учится слушать и слышать добрые советы. Наконец, сознает, что княжеский венец - не только удовольствие, но и бремя. Потому что долг истинного правителя состоит не только в том, чтобы с мечом наголо вести дружину на врага. Долг также и в том, чтобы делить с подданными беды и лишения: вслед за целителем первым входить в чумной барак, поддерживать нуждающихся, брать под защиту вдов и сирот, следить за порядком в охваченном страхом городе, судить по справедливости. В итоге из Ольга получился действительно замечательный князь и любящий, заботливый, понимающий мужчина. Пожалуй, оценю эту работу на твердую "5". И все-таки когда-нибудь прочитаю второй том цикла, роман "Лисья тропа".
Дата: Суббота, 21.01.2023, 22:37 | Сообщение # 9305
Почётный моралфаг
МОДЕРАТОР
Сообщений: 5095
Прочитала Светлану Казакову, "Невеста по случайности" Аннотация:
Я едва устроилась на работу и даже представить не могла, что моя помощь понадобится в другом мире. Но я врач, я не могу отказать. Пусть даже моими пациентами станут королева и новорождённый принц. Да и сложно поспорить, когда другой принц – дядя малыша – смотрит на тебя глазами, похожими на грозовые тучи, и тащит за собой. Но это оказалось только начало... Что значит не смогу вернуться? Что значит "наши судьбы связаны"? Мы так не договаривались!!!
Очередная история очередной попаданки-врача со скрытым и жутко потребным параллельной реальности даром. Конечно, только чистой душе героини открывается простая истина - соотечественники ее избранника утрачивают магию, потому что стали злы, завистливы и циничны. Вот своими темными помыслами и загадили волшебный источник. Какой скачок мысли. Собственно, интрига в этой книге практически отсутствует, а сюжет прямой, как путь коммунизма. Кто у нас главгад? Ну конечно же, это канцлер. У него и рожа мерзкая, и характер противный, и власти слишком много, и дочку свою он все герою норовит присватать. Вот героиня его сразу и заподозрила. Больше-то некого. Просто рука-лицо. Знаете, это как второстортный западный боевик эпохи 90-х смотреть - там тоже частенько бывало ноль мысли, а злодеем обязательно назначался либо русский, либо китаец, либо латинос. Главная пара, конечно, в целом приятная. Девушка-неонатолог в меру рассудительна, сдержана, воспитана, умеет принимать добрые советы и действительно стремится помогать людям. Принц Бастиан благороден, отважен, бескорыстен и кристально честен. Врагов встречает исключительно лицом к лицу, но, как ни странно, умудряется побеждать ("как ни странно" - потому что враги-то ни порядочностью, ни принципами не отличаются). Правда, ситуацию вновь портит романтическая линия, потому что и любовь тут завязана на подпорку в виде некоего обряда соединения судеб. Вроде как потом потенциальные суженые начинают лучше друг друга понимать и чувствовать эмоции второй половины. Мда. А мы-то, простые смертные, все пытаемся по старинке решать проблему - разговаривать, искать компромиссы, делить интересы. Словом, от меня, к сожалению, только "3". Скучно, девочки (с). Пы. Сы. У меня вопрос к профессионалам. Вот, допустим, у вас мертворожденный семимесячный ребенок, которого, к счастью, удалось успешно реанимировать. Он потом выживет лишь на попечении кормилицы, практически без медицинского ухода? Потому как вся роль героини-неонатолога в спасении наследника трона заключалась в тех самых реанимацинных мероприятиях. Она потом пару раз заглянула в детскую, а там - идиллия. Младенец ест, как не в себя, прибавляет в весе, как князь Гвидон из сказки (то есть не по дням, а по часам) и вообще никому хлопот не доставляет.
Дата: Воскресенье, 22.01.2023, 19:37 | Сообщение # 9306
Почётный моралфаг
МОДЕРАТОР
Сообщений: 5095
Прочитала Ольгу Пашнину, "Развод по-драконьи" (роман в двух частях, я бы сказала) Книга 1. Аннотация:
Знаете истории, где две богатые семьи решают объединиться с помощью брака наследников? Я - та самая девица, которую без согласия выдали за представителя древнего рода Златокрылых. Вот уже пять лет как я развелась с этим бабником, стала изгоем в семье, работаю от рассвета до заката и ни о чем не жалею. Переход на новую должность должен был стать ступенькой на пути к счастливой независимой жизни, если бы капитаном команды не оказался мой бывший муж. И теперь у меня вопрос: как не потерять работу, не убить Джулиана Златокрылого и в него же не влюбиться? Кажется, этого даже боги не знают.
Книга 2. Аннотация:
Знаете эти истории, когда злодей делает свой ход, герои храбро ему противостоят, а в конце салют и поцелуи? Я, Квин Хрустальная, не имею к таким историям никакого отношения. Во-первых, мой бывший муж пропал, и меня обвиняют в его убийстве (не то чтобы я никогда об этом не думала, но все же я не настолько ревнива). Во-вторых, меня шантажирует его брат, и я вынуждена следовать его правилам в игре, где для меня не предусмотрена победа. В-третьих, работу никто не отменял, а еще... Еще я твердо вознамерилась стать, наконец, счастливой. И для счастья мне не хватает сущей мелочи: избавиться от чувств к бывшему и найти настоящего. И вот это-то самое сложное.
Ну что же, в целом зашло неплохо. Этакая история без прикрас. Есть ли жизнь после развода или именно после развода жизнь только начинается? Квин Хрустальная твердо уверена, она ответила бы "да" на обе половины вопроса. По сути, ее восхождение к сильной и независимой женщине начинается банально - девочку из хорошей семьи выдают замуж по расчету за "золотого" мальчика. Казалось бы, совет да любовь, и поначалу совсем еще юная Квин, искренне восхищенная женихом, именно на это надеется. Увы, оказывается, Джулиан Златокрылый для семейной идиллии пригоден мало. Чтобы не сказать "совсем не пригоден". Парень язва, циник и бабник без тормозов. Промучившись энное количество времени в одиночестве, Квин решает - все, хватит. И подает на развод. Не сказать, что самостоятельная жизнь дается девушке легко. Но Квин худо-бедно справляется. И вот когда, наконец, перед героиней открываются новые горизонты, появляются надежды на будущее, происходит подстава века. В капитане своего первого экипажа выучившаяся на стюардессу Квин с удивлением и гневом узнает постылого экс-супруга. При этом негодование девушки вполне разделяют сослуживцы, бо зараза-Джулиан, похоже, успел потоптаться по нервам каждого. И вот теперь паразит даже не собирается скрывать - на Квин у него есть определенные планы. Нет, совсем не те, о которых вы подумали. В конце концов, каждому капитану нужно знать, что о нем думает команда. Так почему бы не предложить бывшей жене поработать немного глазами и ушами шефа? К тому же Квин может стать отличной защитой от своего жадного до состояния и связей Злотокрылых папаши, у которого - вот же гадство - как раз подросла следующая дочка... Словом, упускать такую удачу Джулиан не собирается. А недовольный произволом экипаж как-нибудь да перетопчется. Или все-таки блистательному господину Златокрылому следует обращать больше внимания на шлейф униженных и оскорбленных за своей спиной? Квин понравилась, хотя ее чрезмерный пацифизм я нахожу не всегда уместным. Однако каждый волен жить сообразно личным принципам, а у Квин они, определенно, имеются. И даже хватает силы духа не отступать от своих идеалов. Да и в целом героиня - особа симпатичная: очень милая, понимающая, ответственная, порядочная, отзывчивая и сострадательная, из той редкой породы людей, которые не могут пройти мимо чужой беды, отвернуться от нуждающегося в помощи и бросить товарища в трудную минуту. Даже если товарищ до того вел себя отнюдь не по-товарищески. Думаю, именно благодаря незлобивому нраву и умению прощать Квин в итоге все же удается наладить нормальное общение и взаимодействие с коллегами. Даже бывшему мужу девушка, поразмыслив, решает дать второй шанс, хотя поступил с ней Джулиан действительно некрасиво, каковы бы ни были его истинные мотивы. Надо сказать, Джулиан Златокрылый - образ неоднозначный. У Ольги Пашниной вообще хорошо получаются, уж простите, козлы и чудаки на букву "м" всех мастей. Так вот Джулиан - и козел, и м...к еще тот. И средства для достижения целей порой не выбирает. Надо было избавиться от наивной влюбленной девчонки, навязанной ему в законные спутницы жизни, - избавился. При этом по самооценке и мечтам экс-жены прошелся асфальтовым катком, хотя, признаться, именно Джулиан дал ей солидный... гмм... пинок в будущее. Надо было отшить обманом планировавшую стать следующей госпожой Златокрылой подружку - отшил, да так, что надолго остался в памяти не только самой девицы (мда, вот так и становятся сталкерами), но и несостоявшейся тещи, с которой теперь приходится работать бок о бок. Решил загладить вину перед парнем, которого третировал в академии, - не нашел ничего лучшего, чем возобновить знакомство с новых шпилек в адрес бедолаги. Конечно, много позже выясняется, что именно благодаря Джулиану сохранили работу и средства к существованию все его недруги; что не самый удачливый экипаж "Драконьих авиалиний" он сознательно решил взять под свою защиту (быть может, и в самом деле сознавал свою вину перед каждым из подчиненных); что он совсем не планировал оставлять бывшую жену без гроша в кармане и всеми силами старался исправить совершенную ошибку, искупить причиненное Квин зло; что капитан Златокрылый действительно хороший - надежный и профессиональный, "своих", что называется, в обиду не дает; что есть у него и совесть, и честь, и убеждения, и острое чувство справедливости. Вот только все эти прекрасные качества Джулиан искусно скрывает за язвительными, а порой и откровенно обидными шуточками, непробиваемой самоуверенностью и паршивым характером. Настолько паршивым, что частенько хочется послать героя с его добрыми намерениями к черту на рога. Пожалуй, оценю эту историю на "4". Герой - парень в глубине души неплохой, но именно в глубине. Где-то оооочень глубоко. Не скажу, что это абсолютно мой типаж. Да и безответная героиня со временем слегка утомила.
Дата: Воскресенье, 22.01.2023, 21:03 | Сообщение # 9307
Почётный моралфаг
МОДЕРАТОР
Сообщений: 5095
Прочитала Александру Черчень, трилогию "Замок на двоих" (часть цикла "Фейри живут под холмами") Книга 1. "Пряха короля фейри" Аннотация:
Король Неблагого Двора призывает к себе смертных девушек и заключает с ними контракт на семь лет. Девы прядут нити для волшебства, а по истечении срока службы фейри отпускает их с наградой. И без памяти. Но когда Элла впервые предстала перед королем, то вручила ему подарок. И согласно обычаям фейри потребовала в ответ услугу. Свободу и волю. Но над волшебной стороной сгущаются тучи, в бездне просыпаются фоморы и сдержать их могут лишь по настоящему прочные нити. Удастся ли спасти мир? А себя?
Книга 2. "Любовь короля фейри" Аннотация:
Ликуйте, подданные! Король Зимнего Двора выбирает себе королеву. А его пряха Элла хочет сбежать из дворца и вернуться в свой мир. Ведь она совершила ошибку – влюбилась в того, кто собирается жениться вовсе не на ней. Но если бы это было единственной проблемой! Ломаются печати на двери, удерживаюшей древнее зло, погибают те, кто может починить их… А король Летнего двора плетет свои интриги и очень хочет заманить к себе Эллу – вот только совсем не для любви. А для чего?..
Книга 3. "Королева Неблагого Двора" Аннотация:
Хочешь быть королевой? Нет? А придется! Но не стоит забывать, что королевский статус – это не только обязанности. Это еще и права! Право самой выбирать себе фрейлин. Право не склоняться ни перед кем. Право быть такой, какая ты есть. А еще – право на любовь.
Когда взялась за эту историю, вспомнила, что первый, относительно самостоятельный роман этого цикла - "Дом на двоих" - уже читала. И зашло мне, надо сказать, хорошо. Совсем немного не хватило до "отлично". Трилогия показалась несколько затянутой, но потеря динамики в развитии отношений героев несколько компенсировалась яркими описаниями нравов фейских Дворов и их обитателей, ощутимым веянием кельтского фольклора (да, высшие и низшие фейри здесь каноничные - то есть, совсем не по профессору Толкину - да и фоморы имеются, поклонники темы, полагаю, оценят), яркими магическими ритуалами и тайнами прошлого. Признаться, меня еще после знакомства с первой книгой интересовало, какой будет пара холодноватого красавца Кэйворрейна. Однако помимо личных проблем, героям приходится ни много ни мало решать судьбы мира под Холмами. Потому что посеянные в прошлом семена зла взошли и дали плоды. Как примирить веками враждующие кланы детей богини Дану и детей богини Домры? Как убедить отказаться от кровавой мести вырвавшихся из бездны фоморов, если их стремление... вроде как вполне понятно? Как избавить сиды высших фейри и Хрустальные острова едва освободившихся фоморов от нашествия порожденных ими совместно монстров? Кэйру и его королеве предстоит немало хлопот. Это не говоря о том, что и дипломатические отношения с Благим Двором как-то нужно налаживать... Словом, ни минуты для личной жизни, даже если вы потенциально бессмертны. Сразу скажу, мне очень понравилась Неблагая королева в проекте Элеонора Мак-Ринон. Элла - девушка современная, а потому весьма практичная и здравомыслящая, да и за словом в карман не лезет. При этом героине присущи не только довольно ершистый нрав и такое же чувство юмора, но и солидная доля самоиронии помноженная на адекватную самооценку. Нет, Элла совсем не считает себя ни наивной дурочкой, ни простушкой, однако понимает, что в плане хитрости и интриг ей с волшебным народом не тягаться. А заодно и сознает, как мало у нее шансов на внимание избранника. Особенно рядом с великолепными дивными леди. Однако девушка не сдается и не опускает рук, даже понимая, как безнадежна ее любовь. Героиня пытается найти свое место среди обитателей Холмов, понять таких странных, чужих и чуждых, а порой и пугающих фейри, их образ мыслей и ценности, раскрыть свой дар и научиться чему-то новому. Ее любознательность, добрый нрав, рассудительность, настойчивость, отходчивость, умение ладить с окружающими и бескорыстие вскоре приходят Элле на помощь в самых неожиданных обстоятельствах. Ей, как ни странно, удается завязать дружеские отношения со сварливым управляющим замком правителя Неблагого Двора, брауни Айкеном Драмом, легкомысленной феей времени Ирри, поварихой Тирмой из рода троллей и многими другими низшими фейри, живущими в королевском сиде. Даже поколебать, казалось бы, незыблемые взгляды Повелителя Дикой Охоты на мир смертных и его обитателей. Вот только фейри не зря славятся своим лукавством, склонностью к злым шуткам и умением долго помнить обиды. При том, что представители волшебного народа, как считается, не способны лгать, они мастерски не договаривают и скрывают истину. Страшно даже подумать, что произошло бы, не подчиняйся этому запрету все жители Холмов. Или все-таки не все? Элла не ждет удара в спину от того, кого считает другом. И это - неоправданный риск для любого человека в этой странной реальности, особенно для той, кому суждено стать королевой. С новой стороны раскрылся в трилогии Кэйрворрейн Сумрачный Плетущий. Спокойный, уверенный в своих силах, проницательный и непроницаемый Неблагой король, по сути, еще довольно молод для фейри. Кэйр никогда не рвался к власти, не был ни болезненно честолюбив, ни жесток, ни склонен к интригам. По натуре больше ученый и исследователь, чем воин, он и общительностью прежде не отличался. Вот только над судьбой порой не властны даже высшие фейри. После гибели бывшей жены, прекрасной и жестокой Мэб, Кэйру приходится надеть королевский венец не только номинально, но и по факту. А надев, принять все бремя власти и ответственности, которые сопряжены с титулом правителя Неблагого Двора. Король не может проиграть. Не может иметь слабости. Не может быть уязвим. Никто не должен догадаться, как пусто и одиноко ему в роскошных покоях, как изматывает необходимость своей силой держать печати бездны, где заключен давний враг, как хочется Сумрачному Плетущему творить удивительной красоты полотна не во имя долга, но для удовольствия от творчества. Никто... кроме, пожалуй, одной излишне свободолюбивой и вольнодумной человечки, которую уже не хочется от себя прогонять и немыслимо отпустить. Что бы там Кэйр ни говорил о том, что испытывает к Элле лишь солидную долю любопытства, а сердце не обманешь. Его, это непослушное сердце, отчего-то тянет к светлой и искренней женщине, которая любит самого Кэйра, а не его титул. Мучит страх за ее жизнь. Заставляет чаще биться ее улыбка. О том, что чувства короля к своей пряхе куда глубже озвученных вслух, вполне откровенно говорят его поступки - стремление постоянно быть рядом, уберечь избранницу от беды любой ценой. Включая почти вечную жизнь дивного лорда. Конечно, было бы интересно узнать, как сложилось семейное житье-бытье Кэйра и Эллы после заключения договора с фоморами, стала ли их дочь и в самом деле хранительницей сида под корнями Великого Ясеня, в ком найдет свою судьбу, видимо, все-таки спасшийся фомор-полукровка и экс-посол Благого Двора Филидэль. Если автор решит продолжить цикл, с удовольствием прочитаю продолжение. Моя оценка - "4+".
Дата: Воскресенье, 29.01.2023, 16:27 | Сообщение # 9308
Почётный моралфаг
МОДЕРАТОР
Сообщений: 5095
Прочитала Ольгу Куно и Екатерину Каблукову, "Повенчанные временем" Аннотация:
Любой правитель обязан жениться, чтобы произвести на свет законного наследника. Дайон, герцог Левансийский, привык к одиночеству и изо всех сил старался отсрочить неизбежное. Но что делать, если на свадьбе настаивают все кругом? Остается смириться и… бежать, дабы хоть на пару часов ощутить глоток свежего воздуха. Кто же мог знать, к чему приведет такой побег? Придется забыть на время привычную жизнь, встретиться с демонами прошлого и влюбиться по уши. А заодно попытаться понять, что важнее: чувства или долг. Или, быть может, то и другое все-таки можно совместить?
Неплохо зашла эта история. Кстати, это продолжение "Шпионки в графском замке" Ольги Куно. Но читать книгу можно и как самостоятельное произведение, так как в центре внимания на сей раз тот самый герцог Левансийский, брат тайного агента Денизы. Деталей мира, конечно, слегка не хватает. Но если читать после "Шпионки", то в глаза этот момент не бросается. Не особенно люблю путешествия во времени, однако на сей раз соавторам удалось вполне гармонично построить сюжет на теме попаданства. Но, в порядке исключения из правил, мужчины, относительно "недалеко" и ненадолго. Думала сначала, в прологе речь идет о сестре героя (не стану спойлерить, кто читал - поймет). Ан нет. Все оказалось значительно более интересно и нетривиально. Сюжетный ход понравился. Самым же удачным моментом повествования считаю развитие образа молодого герцога. Дайону Левансийскому еще нет и тридцати лет, однако он многое успел пережить и вынести. Унизительный плен во время смуты, охватившей герцогство девять лет назад, необходимость своими руками отправлять на смерть сторонников (на самом деле, выбора в этом деле тогда еще подростку Дайону не оставили те, кто обманом и предательством захватил власть), въевшаяся, похоже, уже в плоть и кровь подозрительность. И бесконечное одиночество. Самый близкий для герцога человек - недавно вышедшая замуж Дениза. Конечно, кровь не водица, да и доверие никуда не денется. Однако Дайон прекрасно понимает - грядущее материнство и собственная семья вряд ли позволят сестре уделять много внимания младшему брату. Значит, с призраками прошлого придется бороться самому. Внезапно, в этом деле на помощь герою приходит сама судьба. Дайон, прежде мучимый угрызениями совести из-за невозможности собственными руками приблизить победу, дать отпор хитрому и жестокому противнику, сполна пользуется шансом хотя бы косвенным образом внести вклад в общую борьбу, избавиться от тени уже мертвого врага, понять, чего он сам стоит в бою. Причем, герцог проявляет себя не только как проницательный стратег, но и как верный друг и надежный боевой товарищ, человек, на которого всегда можно положиться в трудную минуту и который не бросает в беде "своих". Пожалуй, неудивительно, что впечатление, которое герой произвел на избранницу, оказалось таким сильным, что пережило испытание и временем, и неизвестностью, и сомнениями. Не скажу, что разделяющая с братом трудности походной жизни и партизанской войны Виола мне сразу пришлось по душе - ИМХО, на момент знакомства с Дайоном девушка еще очень молода, а потому вспыльчива, прямолинейна, порывиста, а иногда и не совсем последовательна в суждениях. Однако юношеский максимализм - недостаток быстро проходящий. В остальном же Виола оказалась искренней, порядочной, очень принципиальной, преданной близкому кругу и удивительно постоянной в своих чувствах особой. Ее целеустремленность и настойчивые попытки что-либо узнать об участи пропавшего возлюбленного после смуты и вовсе заслуживают всяческого уважения. Моя оценка, пожалуй, "4+". Немного не хватило эмоций в отношениях главной пары. Признаться, это общий недостаток нескольких последних книг Ольги Куно, к сожалению, не исправленный фактом работы в тандеме с другим автором.
Дата: Воскресенье, 29.01.2023, 17:41 | Сообщение # 9309
Почётный моралфаг
МОДЕРАТОР
Сообщений: 5095
Прочитала Марианну Красовскую и Нани Кроницкую, "Колючее счастье для дракона, или Инквизиции требуется цветовод" (часть цикла "СемиСветик", но можно читать как самостоятельное произведение) Аннотация:
После тяжелого развода Соня и ее дочь прячутся в санатории, где неожиданно знакомятся... кажется, с добрым волшебником. Только волшебники помогают испуганным девочкам в безвыходных ситуациях. А когда чья-то злая рука забрасывает девочек в другой мир, их снова спасают. Добрый волшебник? Если внимательно присмотреться - не очень-то он и добрый! Дракон, инквизитор и весьма строгий мужчина. Свободна вакансия главной садовницы? Соня справится, другого выхода у них нет. Наверное. Ей ведь только дракона в жизни и не хватало!
Так себе впечатления. Причем, сюжет хороший. Разведенная художница и ее дочь знакомятся в санатории с очень симпатичным мужчиной, который вроде бы начинает ухаживать за молодой женщиной. К сожалению, едва завязавшиеся отношения прерывает странное обстоятельство - Соня и Леся попадают в другой мир, в котором есть гномы-оборотни, дриады и, конечно, драконы. Вот тут-то и выясняется, что ставить крест на личной жизни пока не стоит, потому что новый знакомый дам Кошкиных-Ореховых оказывается мужчиной куда как непростым... Проблема в том, что при в целом неплохо выстроенной сюжетной канве меня совершенно не впечатлила героиня. И даже тот факт, что Соня постепенно растет над собой, ситуацию не меняет, потому что до прозрения эта особа успевает изрядно выбесить читателя в моем лице. Знаете, ее мужа отчасти можно понять. Да, он не сказочный герой. Просто мужик, который считает, что имеет право на некоторую порцию домашнего уюта, придя с работы домой. Хотя бы на приготовленный относительно съедобный обед и чистую одежду. Скажете, на это не рассчитывают 90% женатых товарищей? Ха-ха. А вот для Сонечки сие стало неожиданностью. То есть пока она сидела на пятой точке ровно типа-домохозяйкой, ее все устраивало. В корзине для белья киснет грязная одежда, шторы, слава богу, постираны, но не повешены (муж вешал ночью - кстати, оттрубив предварительно полный рабочий день), дочь ест, что придется (что мать закажет в кафе, иными словами), а готовить Сонечка вообще не умеет. И учиться не собирается. Бо зачем стараться час-другой, если потом все сожрут на 10 минут. Аргумент, конечно, убойный. Из разряда "зачем мыться - все, что толще 5 сантиметров отпадет само", "зачем мыть посуду, она снова испачкается", "зачем убираться, потом снова станет грязно", "зачем причесывать волосы, они постоянно путаются (проще сразу побиться налысо)" и т.д. Но стоило задолбавшемуся супругу выйти из себя, выкинуть все плоды творческих усилий героини вместе с инструментами, закатить ей сцену ревности, а заодно объявить несостоявшейся художнице, что пришло время взрослеть, как начинается трагедия. Не спорю, с картинами и художественным инвентарем вышел перебор. Но лично я не увидела в Кошкине самовлюбленного нарцисса и законченного домашнего тирана, как бы ни пыталась героиня выставить его таковым: "Ах, лишил занятия мечты и возможности развивать талант (гмм... ну шесть же лет он тебя терпел, если талант действительно имелся, могла бы уже раз 10 построить успешную карьеру в сфере искусства), ах, отсек от друзей и прежних связей (божечки, судя по повествованию, твой муж с работы не вылезал, у тебя вообще друзья-то были?), ах, игнорировал дочь (да вы оба далеко не родители года)..." Мне показалось, мужик просто устал приходить в дом, где нет и следа покоя и уюта. Понятно, что обсуждать такие вещи следует на берегу. Понятно, что чересчур властная и деятельная маман Сони внесла существенный вклад в будущее несчастье дочери, равно как и родительница Кошкина - в ценностные ориентиры сына. Понятно, что решать возникшие проблемы хорошо бы словами через рот. Понятно, пара не сложилась. Однако нечего валить вину за разбившуюся семейную лодку лишь на одного человека. ИМХО, в данном (да и в любом другом) случае виноваты обе стороны. Ко всему, Соня молчит, если нужно защищать себя и Лесю от несправедливых нападок или отстаивать свои интересы, но подозрительно нагла, высокомерна и хамовата там, где ей от души предлагают помощь, жутко инфантильна, но совершенно не понимает одной прописной истины: ребенку нужно иногда побыть просто ребенком - поверить в Деда Мороза, послушать сказку, поиграть с ровесниками. Совершенно не обязательно постоянно обращаться с пятилетней девочкой как со взрослым человеком. Если честно, у меня возникло сильное подозрение - дочь растет этаким маленьким циником на фоне абсолютно неприспособленной к жизни жопоручки-мамаши. Словом, когда Сонечка, наконец, поняла, что ей 27 годочков, а не 17, а потому взрослеть и принимать самостоятельные решения уже действительно пора бы, мое сочувствие к этой женщине-драме давно испарилось. Зато к герою, добровольно взвалившему на себя подобную ношу, - росло, цвело и пахло. Чудно же все устроилось - кавалер оказывается супер-состоятельным драконом-однолюбом, заботится о твоем ребенке, как о собственном отпрыске, готовит, как бог, решает все проблемы, устраивает на высокооплачиваемую работу, носит на руках, бытом занимается сам, восхищается художественным талантом и вдруг открывшимися способностями к цветоводству - сокровище, а не мужчина. Вот же беда, послала судьба истинную пару. Собственно, тут вам и романтическая линия. Она - очередная "янитакая", он трепетно добивается ответных чувств. Моя оценка - "3-".
У Хэтти непростая жизнь, а у её пациента Гленнара Конуэя и того сложнее. Девушка недавно рассталась с мужем, у нее проблемы с родителями. К тому же Хэтти работает в Доме Исцеления утешительницей, а многие считают это зазорным. А Гленнар? Он тяжело болен, проклят и сгорает в огне тёмной магии. Но судьба не зря свела их вместе! И, когда Хэтти получает сомнительное наследство от дяди-некроманта, Гленнар приходит к ней на помощь. Справятся ли они с проклятиями, тёмной магией, злой волей некроманта? Помогут ли им друзья? У судьбы на это свои ответы и свои планы!
Замечательная книга. Замечательная, прежде всего, с точки зрения небанального сюжета. Тут вам и некроманты, и семейные проклятья, и тайны прошлого, и семейные проблемы, и друзья, которые познаются в беде. А еще здесь, конечно же, есть любовь - истинная, чистая и светлая, которая сильнее тлена, смерти и трехсотлетнего темного колдовства. Итак, Хэтти Рэдферн, недавно пережившая проблемный развод с мужем, работает сестрой-утешительницей в госпитале для выгоревших или имеющих психологические проблемы магов. Помогать страждущим - дело благое, однако о сестрах говорят разное: мол, и отношения-то у них с пациентами не самые добропорядочные, и мораль с точки зрения общества весьма необременительна. Однако Хэтти на злословие внимания не обращает - да, методы у каждой сестры свои, однако сама молодая женщина к сомнительным связям не прибегает, зато, избавившись от удушающей власти деспота-отца и мужа - точной копии авторитарного родителя, впервые чувствует, что наконе-то нашла свое место в этом мире, потому что занимается действительно важным и нужным делом. К тому же Хэтти - эмпат, поэтому мятущиеся души подопечных чувствует особенно тонко. Она сразу понимает - проблемному пациенту Гленнару Конуэю нужно не мягкое женское тело под боком и жалостливое сочувствие. Но понимание, твердость убеждений и вера - то, что ведет солдата за свои командиром. То, чем отличается внешне тихая Хэтти, оказавшаяся по натуре настоящим бойцом. Как и сам Гленнар Конуэй, отравленный темным проклятьем, но не опустивший рук и не прекративший борьбу почти безнадежную с древним злом. Сближение сестры-утешительницы и бывшего имперского капитана ускоряет внезапно валившееся на Хэтти подозрительное наследство, странным образом связанное с недугом Гленнара... Главная пара просто замечательная. Мне очень понравились солдат-Хэтти и ее капитан. Героиня - всеми вышеупомянутыми качествами, а еще острым чувством справедливости, порядочностью, принципиальностью, несгибаемой силой воли и неброской отвагой, помноженными на отзывчивость, милосердие и умение сострадать. Гленнар - благородством и стойкостью, жестким внутренним кодексом чести, верностью присяге и идеалам, надежностью и ответственностью, развитым сознанием долга и огромной, как море, совестью, мужеством и отчаянной решимостью. Всем тем, что не позволяет просто так сдаться, дать возможность лишенному даже намека на человечность чудовищу одержать над собой верх, обмануть и судьбу, и саму смерть, получив почти безграничные возможности в мире, давно забывшем о том, что такое война, разрушенные судьбы и загубленные жизни. Задача капитана Конуэя - сделать так, чтобы обо всем перечисленном никто никогда и не вспомнил. А еще герой без колебаний готов привязать себя к бездне вместе с паскудным некромантом, чтобы избавить от его ядовитой власти любимую женщину. Гленнар Конуэй - прирожденный воин и защитник, но как же хорошо, что и его война однажды закончилась. И закончилась победой. Романтическая линия получилась удивительно красивой и трогательно нежной, проникнутой терпением, уважением, доверием и абсолютным взаимопониманием. Отдельного упоминания заслуживают образы родителей героини и ее же друзей. Наконец-то обретшая саму себя Айрис, матушка Хэтти, добровольно подчинившая высшей цели свое существование и отказавшаяся даже от надежды стать счастливой. Разочарованный, испуганный и сломленный отец, все же сумевший умереть человеком, а не монстром. Уставший, но не сломленный глава Ордена Стражей Добра Кастор Солл. Спокойный, основательный, верный клятве целителя брат Родорт, пылкая, преданная зову дружбы Элиза и кристально честный ученик нотариуса Лукас - те самые люди, без помощи и поддержки которых героям вряд ли удалось бы одержать верх над хитрым и жестоким некромантом. Персонажи второго плана этой книги отнюдь не картонные марионетки и не набранные для массовки статисты. Каждый из них - яркая, характерная личность, со своими сильными сторонами и слабостями. Даже эгоистичный Валдрой Рэдферн сумел под занавес поступить, как должно. Моя оценка - твердая "5".