Фантастика – очень разносторонний жанр, который может присутствовать в самых неожиданных историях, добавляя красочность и зрелищность. Книги в данном жанре имеют увлекательный характер и достойны особого внимания, в них повествуется о событиях, мирах и героях, нарушающих границы реальности.
Мы разобрали и подобрали для Вас фантастические романы и цикля со смешанными поджанрами нашей любимой фантастики, которые Вам точно понравятся!
Топ-10 книг в жанре стимпанк Подборка романов в стиле стимпанк, которые могут понравится и взрослым и детям. Для тех, кто не знает, что такое стимпанк, поясню:
«Мерцающий свет газовых рожков, шипящих по стенам уютного увешанного картинами кабинета, озарял этот механизм по всей его длине, придавая ему зыбкий маслянистый блеск. За пышными гардинами больших окон царствовал насыщенный холерой лондонский туман: густые клубы раскручивались и расползались наподобие византийских заговоров. Тоскливый бесприютный перестук копыт упряжки лошадей, влекущих последний омнибус линии Уимблдон–Мертон–Тутинг, доносился в кабинет едва-едва, усиливая ощущение приятной уединенности от всего мира».Пол Ди Филиппо «Стимпанк»
Уильям Гибсон, Брюс Стерлинг «Машина различий»
«Программная книга» стимпанка. Двое знаменитых авторов сочинили роман об альтернативной Англии XIX века, используя приёмы придуманного ими ранее киберпанка. Мастерски показан мир, который возник после того, как была создана «машина различий» Чарльза Бэббиджа — своеобразная версия компьютера. Сильная сторона романа — именно в красочных деталях придуманного мира, где информационная революция произошла раньше промышленной. Также стоит отметить высокое литературное мастерство соавторов. Правда, форма здесь явно преобладает над содержанием — сюжет получился не слишком сильным. Тем не менее роман послужил примером для множества последователей.
Герберт Уэллс «Война миров»
Герберт Уэллс для уже многих поколений читателей является классиком фантастических романов, он в свою очередь оказал немаловажное влияние на развитие жанра научной фантастики в ХХ веке в целом. В романах Уэллса “Машина времени» и «Война миров” плоды прогресса человечества, а именно научные открытия и технические достижения оборачиваются против людей. Читателям предстоит узнать, что прячется в пещере морлоков и поработят ли марсиане жителей Земли. По книге «Война миров» в 2005 году снят одноименный фильм.
Нью-Кробюзонский цикл Чайны Мьевиль
Цикл, действие которого происходит на континенте Бас-Лаг, чаще всего в великом городе Нью-Кробюзоне, совмещает стимпанк и технофэнтези. Романы «Вокзал потерянных снов», «Шрам» и «Железный совет» — вершина творчества Мьевиля, главной фигуры среди «новых странных». Невероятно изощрённый, даже безумный мир, населённый причудливыми и вместе с тем достоверными персонажами, — главная приманка цикла. И, конечно, увлекательные, сложные и запутанные сюжеты. Но предупреждаем сразу: стилистика Мьевиля понравится далеко не всём. Лидер «новых странных» пишет натуралистично и эпатажно — явно не для тех, кто тоскует по «светлому прошлому».
Пол Ди Филиппо «Стимпанк»
Веселая книга в стиле альтернативной научной фантастики для людей которые хотят посмеяться, хорошо знают или любят историю Англии и США. Книга написана явно не для любителей серьезной литературы, скорее для тех кто любит книги в жанре “вынос мозга”. В книге вы прочитаете про самку тритона на престоле Англии, про нашествие лавкрафтовских монстров в США и про путешествие между мирами и даже попадете в “мир иной”.
Скотт Вестерфельд Цикл «Левиафан»
Юношеская трилогия «Левиафан», «Бегемот», «Голиаф» — идеальный развлекательный стимпанк. Действие происходит в 1914 году, в самом начале войны, которая ведётся между «дарвинистами» и «жестянщиками». Первые опираются на биотехнологии, вторые строят боевые шагоходы и роботов. Сюжет трилогии увлекателен, но довольно прост, стиль занимателен, но не шедеврален, герои любопытные, но не более того. Зато альтернативный мир и невероятные технологии выписаны очень подробно и выразительно — тем более что романы богато иллюстрированы. Цикл просто создан для аниме-экранизации. Ау, японцы!
Крис Вудинг «Истории «Кэтти Джей»
Цикл фэнтезийного стимпанка о суровом и жестоком мире, где пираты и авантюристы бороздят небеса на воздушных кораблях. Именно такие авантюристы собрались на борту судна «Кэтти Джей». Их приключениям и посвящён цикл. У нас переводились три романа — «Водопады возмездия», «Капитан Антракоз» и «Железный Шакал»; четвёртый, «Небесный череп», до России ещё не добрался. Цикл Вудинга — настоящий авантюрный шедевр: увлекательный сюжет и храбрые герои — главные его достоинства. Впрочем, мир, где причудливые технологии встречаются с магией и древними богами, тоже получился крайне притягательным.
Нил Гейман «Никогде»
Никто не знает, но под улицами Лондона существует мир о котором люди сверху даже не подозревают. В нем настоящей силой является слово. Этот мир полон опасностей, населен он святыми и монстрами, убийцами и ангелами. Сюда сложно попасть, но если захочется, то нужно просто открыть дверь.
Грэй Ф. Грин «Кетополис: Киты и броненосцы»
Роман-мозаика, сочинённый десятком российских авторов, укрывшихся под общим псевдонимом. Кетополис — это стимпанковский город начала XX века, расположенный где-то в Тихом океане. Книга состоит из зарисовок о городской жизни, показанной глазами разных героев. Перед нами своеобразная «грёза» о стимпанке, коллективная фантазия на тему. Правда, от стимпанка здесь только антураж. Авторы скорее подражают «новым странным», одновременно ностальгируя по романтике Александра Грина. Правда, не все тексты написаны одинаково сильно — тексты начинающих авторов рядом с работами гигантов явно выдают, что это писал не один человек. Но задумка интересная и даже завораживающая.
Чери Прист Цикл «Заводной век»
В этот цикл входит шесть книг. Из них на русском языке пока выходили только романы «Костотряс» и «Дредноут». Самое интересное в книгах Прист — это антураж. Она рисует классический мир XIX века с дирижаблями, шагающими боевыми машинами, паровыми технологиями, зловещими учёными, коварными правителями и отважными героями (точнее, героинями). Типичный стимпанк — «смешать, но не взбалтывать».
К сожалению, увлёкшись антуражем, автор упустила многое другое. Сюжеты увлекательны, но шиты белыми нитками. Герои яркие — и недостоверные. Стиль динамичный — и простой. Прист словно кричит: «Я сочинила стимпанк! Хвалите меня за это!» Хвалим и рекомендуем, но не как лучший, а просто как типичный образец жанра.
Вадим Панов Цикл «Герметикон»
Цикл космического стимпанка, в который пока входит пять романов. Перед нами — мир далёкого будущего, где технологии стилизованы под паровые. Автор немало внимания уделил «панковой» атмосфере, сделав упор на серьёзные внутренние противоречия своего мира, который стоит на пороге огромных перемен. Ведь стимпанк-реальность, как правило, «беременна» войнами и революциями, что часто упускают многие писатели, излишне увлечённые чисто внешними красивостями. Панов же сконцентрировался именно на переломном моменте развития мира. Впрочем, в дальнейшем автор несколько переборщил с политическими интригами и военными действиями в ущерб увлекательности сюжета и психологической достоверности героев.
Одна из самых интересных тем, которые занимают умы человечества это возможность путешествий во времени. В мире всегда найдутся умы, которые не только мечтают создать машину времени, но и пытаются ее построить. Но иногда не нужно ничего изобретать, можно просто взять 10 лучших книг о путешествиях во времени и окунуться в прошлое, настоящее и будущее.
"Дверь в лето" Роберт Хайнлайн
С героем романа "Дверь в Лето", талантливым изобретателем Дэниэлом Дзвисом, случается беда: его предают самые близкие люди - компаньон и молодая невеста. Потеряв все свои деньги и любимое дело, Дэниэл с помощью анабиоза отправляется на тридцать лет вперед в будущее, чтобы там начать все сначала...
"Жена путешественника во времени" Одри Ниффенеггер
Они познакомились, когда ей было шесть, а ему тридцать шесть. Они поженились, когда ей было двадцать три, а ему тридцать один. Потому что Генри страдает редким генетическим заболеванием - синдромом перемещения во времени; его исчезновения из жизни Клэр непредсказуемы, появления - комичны, травматичны и трагичны одновременно. Впервые на русском - невероятная история невероятной любви, поразительный бестселлер Одри Ниффенеггер.
"Потрошители времени" и "Дом, который построил Джек" Роберт Асприн
Это — Мир Вокзала Времени Шангри-Ла. Мир, в котором из эпохи в эпоху шляются болваны-туристы, так и норовящие нарушить «принцип бабочки». Мир, в котором профессиональные гиды — «разведчики времени» — на чем свет стоит проклинают свою гнусную работу, ибо попробуй-ка хотя бы уследить за зазевавшимся гурманом, способным провалиться, вместе с псевдоримским колбасным лотком, на дно внезапно возникшего доисторического океана!
"Где-то во времени" Ричард Матесон
Молодой писатель Ричард Кольер, случайно увидев старинную фотографию Элизы Маккенны, некогда знаменитой актрисы, внезапно влюбляется в нее. В отчаянном стремлении соединиться с предметом своей страсти он начинает изучать архивные материалы о Элизе и узнает, что в 1896 году с ней приключилось нечто странное в том самом отеле, в котором он сейчас остановился. Ричард решает мысленным усилием взломать временную преграду и проникнуть в 1896 год, чтобы встретиться с женщиной своей мечты. Но каким образом их любовь может вписаться в невозмутимое течение времени?
"Дом на берегу" Дафна Дю Морье
"Дом на берегу" - возможно, лучший роман Дафны Дю Морье, автора захватывающих романтических триллеров, каждый из которых гарантирует читателю бессонную ночь. Здесь сталкиваются две реальности, разделенные пропастью в шестьсот лет. С одной стороны - средневековый Корнуолл, прекрасная дама и ее возлюбленный. С другой - наш современник, тоже безнадежно влюбленный и потому способный на безрассудные поступки. События стремительно развиваются сразу в двух плоскостях, пока драматическая развязка не сводит их воедино.
"Меж двух времен" Джек Финней
Никому из нас не суждено своими глазами увидеть мир прошлого столетия. А Саймону Морли, герою романа Финнея, это удалось, и не один раз. Он имел возможность сравнивать две эпохи, судить о положительных и отрицательных сторонах каждой из них на основании личного опыта.
"Дверь №3" Патрик О'Лири
«За тот год я успел влюбиться в инопланетянку, раскрыть тайну забытых снов, спасти Землю и покончить с собой…» Это заявление доктора Доннелли звучит несколько помпезно, однако правда в нем — каждое слово. Просто есть миры, миры и двери, их соединяющие. Двери безумия, прозрения, магии, просветления. И когда двери открываются — игра идет по совершенно другим, непривычным правилам…
"Облачный атлас" Дэвид Митчелл
"Облачный атлас" подобен зеркальному лабиринту, в котором перекликаются, наслаиваясь друг на друга, шесть голосов: нотариуса середины девятнадцатого века, возвращающегося в США из Австралии; молодого композитора, вынужденного торговать душой и телом в Европе между мировыми войнами; журналистки в Калифорнии 1970-х, раскрывающей корпоративный заговор; мелкого издателя - нашего современника, умудрившегося сорвать банк на бандитской автобиографии "Удар кастетом" и бегущего от кредиторов; клона-прислуги из предприятия быстрого питания в Корее - стране победившего киберпанка; и гавайского козопаса на закате цивилизации.
"Туннель во времени" Гарри Гаррисон
Что было бы, если… Многие задавались этим вопросом, но только Гарри Гаррисон знает на него ответ. Миры, созданные его фантазией, всегда отличаются потрясающим реализмом и несокрушимой внутренней логикой, поэтому, когда он предлагает нам вообразить, что Атлантида существовала в природе, или, к примеру, Колумб никогда не открывал Америки - хочется верить, что так оно и было на самом деле!
"Стрела времени" Майкл Крайтон
Майкл Крайтон по праву считается не только мастером, но и одним из создателей современного техно-триллера - жанра, в котором фантастика органично сочетается с напряженным сюжетом, психологической достоверностью и научной основательностью. "Стрела времени" - это не только роман о спасательной экспедиции в далекое прошлое, не только испытание современного человека на прочность жестоким миром средневековья. Это еще и баллада о нравственных ценностях, которые человечество сохранило на протяжении всей своей истории.
Киберпанк зародился в литературе, а затем уже распространился на другие виды искусства и стал, пожалуй, самым масштабным явлением научной фантастики конца XX века. Правда, «чистый» киберпанк в виде остросоциальной НФ с сильным протестным зарядом просуществовал недолго. Но пришедший ему на смену более коммерческий посткиберпанк живёт и неплохо себя чувствует до сих пор.
Уильям Гибсон «Нейромант» (1984)
Мир недалёкого будущего пронизан виртуальным пространством, а людская плоть сплошь иссечена высокотехнологичными устройствами. Огромные мегаполисы покрыли поверхность Земли, а гигантские корпорации самозабвенно сражаются между собой всеми доступными методами.
Однажды совершивший ошибку кибер-пространственный «ковбой» получает шанс вернуться в родную информационную стихию, трудясь на неизвестного работодателя. Его спутницей становится очаровательная наёмница — «уличный самурай» Молли.
Главный роман киберпанка, хотя многие его символы и образы Гибсон наметил ещё в вышедших ранее рассказах «Джонни Мнемоник» и «Сожжение Хром». Но именно «Нейромант» стал своеобразной библией нового субжанра, откуда черпали вдохновение другие авторы. При этом сюжетно Гибсон пороха не выдумал: «Нейромант» — вполне традиционный нуар про некогда крутого преступника, который пытается вновь заявить о себе. Гибсон просто перенёс действие в недалёкое будущее, населив его хакерами-«киберковбоями», клонами, корпоративными самураями, ИскИнами…
Увлекательный сюжет, герои «вне закона», терпкая атмосфера нуара, информационно-технологический антураж и жесткое неприятие мира тотального капитализма — вот отличительные черты и «Нейроманта», и всего классического киберпанка.
Брюс Стерлинг «Схизматрица» (1985)
Схизматрица — способ организации общества будущего, в котором люди населяют космические станции, астероиды и спутники больших планет. Земля заброшена: на ней уже выработаны все минеральные ресурсы. Утрачено единство человечества: каждое поселение — не просто самостоятельное государство, но отдельная цивилизация с собственной идеологией, мифологией, жизненным циклом, ресурсной базой и стратегией развития на ближайшие тысячелетия. Находящиеся у власти группировки постоянно конфликтуют между собой, и эта политическая игра перерастает в войну двух основных сил — шейперов и механистов. Мир приходит в Солнечную систему с появлением пришельцев — Инвесторов, межпланетных торгашей, определивших новые правила игры и хрупкое равновесие людских цивилизаций-схизофреников. И они уложились, словно алгебраические переменные, в клеточки Схизматрицы — замкнутые на себя, враждебно-настороженно относящиеся ко всему чужому, движимые миражами стратегических сверхидей...
Масштабное НФ-полотно, куда вместилось почти сто лет эволюции человечества. Люди переселились с Земли на орбитальные станции и астероиды. Эта новая среда обитания и называется Схизматрица, все винтики которой — отдельные цивилизации, непохожие на остальные.
Роман близок к классическому киберпанку прежде всего идейно — ведь сам субжанр возник с целью серьёзной реформы сложившейся к тому времени научной фантастики. Гибсон, Стерлинг, Бетке и их единомышленники жаждали «очистить» НФ от устаревших шаблонов. И «Схизматрица» действительно выглядит новым словом для фантастики тех лет.
Антология «Зеркальные очки» (1986)
Содержание:
Брюс Стерлинг. Предисловие (перевод С. Красикова)
Уильям Гибсон. Континуум Гернсбека (рассказ, перевод А. Гузмана)
Том Мэддокс. Глаза Змеи (рассказ, перевод О. Ратниковой)
Пэт Кэдиган. Рокенроллим (рассказ, перевод С. Красикова)
Руди Рюкер. Истории Гудини (рассказ, перевод А. Гузмана)
Марк Лейдлоу. 400 поганцев (рассказ, перевод С. Красикова)
Джеймс Патрик Келли. Солнцестояние (рассказ, перевод Н. Кудрявцева)
Грег Бир. Камень (рассказ, перевод Н. Кудрявцева)
Льюис Шайнер. Пока людские голоса не разбудили нас (рассказ, перевод О. Ратниковой)
Джон Ширли. Свободная зона (рассказ, перевод С. Красикова)
Пол Ди Филиппо. Кремень жив (рассказ, перевод С. Красикова)
Уильям Гибсон, Брюс Стерлинг. Красная звезда, зимняя орбита (рассказ, перевод С. Красикова)
Брюс Стерлинг, Льюис Шайнер. Моцарт в зеркальных очках (рассказ, перевод С. Красикова)
Сергей Красиков. Зазеркалье (статья)
Составленная Брюсом Стерлингом антология — манифест киберпанка как нового поджанра научной фантастики. Причём те из читателей, кто привык считать киберпанк исключительно историями «про компьютеры», будут изрядно шокированы многими текстами антологии. Ведь рассказов про футуристических хакеров и хищные корпорации здесь не так уж много.
Разгадка в том, что классический киберпанк 1980-х был тесно привязан к общекультурному контексту тех лет. И в дюжине рассказов, вошедших в антологию, этот контекст чётко просматривается.
Джордж Алек Эффинджер «Когда под ногами бездна» (1987)
Первый и лучший роман из цикла о Мариде Одране, частном сыщике и авантюристе, который пытается выжить в «джунглях» футуристического мегаполиса. Одран — истинный герой киберпанка: он не просто балансирует на грани между законом и криминалом, а всем своим образом жизни бросает вызов обществу. Удался Эффинджеру и облик серьёзно изменившегося будущего, в котором исламская культура вытеснила западную. Этот приём «замещения цивилизаций» в дальнейшем использовали многие авторы киберпанка.
Руди Рюкер «Обеспечение» (1982–2000)
Тетралогия, первая книга которой, «Софт», вышла даже раньше «Нейроманта», — при этом начальный роман цикла ближе к историям Азимова про роботов. К киберпанку же и его разновидности, биопанку, Рюкер обратился в романе «Тело» (1988). И в этой книге, и в последующих, «Полная свобода» (1997) и «Реал» (2000), автор затронул практически все основные темы субжанра: от виртуальной реальности до неолуддизма, вызванного страхом человека перед засильем компьютерных технологий.
Отдельно стоит отметить крайне мерзкий антураж романов Рюкера: «панк» в виде разнообразных пороков и извращений захлёстывает читателя с головой.
Нил Стивенсон «Лавина» (1992)
Классический период киберпанка миновал, и в начале девяностых появился посткиберпанк, чьё рождение ознаменовал культовый роман «Лавина». Нил Стивенсон описал балканизированное будущее, где огромную роль играет завлекательная виртуальная реальность — успешно соперничает с мрачным и безысходным материальным миром. Заявленная в «Лавине» агрессивная экспансия «виртуала» в обыденную жизнь стала одной из доминирующих тем всего посткиберпанка.
Джефф Нун «Вирт» (1993)
Психоделический посткиберпанк, по прочтении которого понимаешь, почему западные критики именовали автора «наследником Филипа Дика». Это очень своеобразный гимн абсолютной свободе, за которую по нынешним временам и срок легко схлопотать, причём не только в России. Герои романа неполиткорректно несут что в голову взбредёт, употребляют всё, что приносит кайф, и не вылезают из виртуальных миров, которые сами по себе абсолютный духовный наркотик. Один из самых глюковых романов, который можно воспринимать по-разному — например, как бредовый трип или горькое предупреждение.
Брюс Бетке «Интерфейсом об тейбл» (1995)
Когда-то Бетке придумал термин «киберпанк», сочинив рассказ под таким названием. Символично, что именно его роман считается реквиемом классическому киберпанку, который к середине девяностых уже выдохся. Писатель сочинил абсолютно киберпанковский роман про отвязных хакеров, которые бросают вызов и надоедливому государству, и любым навязанным обществом моральным нормам, и вообще всему и вся. «Интерфейсом об тейбл» — апофеоз многих идей и символов киберпанка и одновременно язвительная, остроумная и временами пошлая пародия на него.
Нил Стивенсон «Алмазный век, или букварь для благородных девиц» (1995)
Интерактивный учебник для воспитания аристократок случайно попадает к бедной девочке Нелл, влияя на всю её дальнейшую жизнь…
Нил Стивенсон обрисовал мир нанопанковского «неовикторианства», балансирующий на грани утопии и антиутопии. С одной стороны — общество, где все имеют гарантированный минимум, позволяющий жить без забот. С другой — мир, «верхи» которого осознанно разрушают любые социальные лифты, чтобы лишить «низы» возможности изменить свою жизнь к лучшему. Естественно, возрождение сословного общественного устройства не может закончиться ничем хорошим…
Ричард Морган «Видоизменённый углерод» (2002)
Первый роман цикла о межзвёздном наёмнике Такеси Коваче. В будущем земляне освоили другие планеты с помощью новой технологии: сознание «загружается» в модифицированное имплантами тело, находящееся на огромном расстоянии от изначального носителя. Наёмник Ковач прыгает из тела в тело, расследуя преступления…
Автор придумал высокотехнологичный, несправедливый и полный насилия мир, где богатые люди способны жить практически вечно. Цикл Моргана считается образцом «космического» посткиберпанка, и в ближайшее время мы увидим его экранизацию в виде сериала от Netflix.
Подборка составлена Борисом Невским Источник www.mirf.ru
Предлагаем вашему вниманию подборку из 10 писательниц, чье влияние на этот жанр оказалось радикальным…
Мэрии Шелли
Мэри Шелли Этой женщине приписывают само основание жанра научной фантастики, и ее главным вкладом в развитие жанра стал Франкенштейн, или Современный Прометей . Писательница завершила работу над романом в 1817 году, когда была еще совсем юной. Книга появилась в результате вызова, который бросил ей и ее возлюбленному Перси Биши Шелли их друг лорд Байрон: они должны были написать страшные истории. С ужасающей проницательностью Мэри Шелли предвидела, что мы сможем создавать жизнь и разум, и это до сих пор остается одной из вечных тем научной фантастики.
Урсула К. Ле Гуин
Ле Гуин была одной из самых заметных фигур в научно-фантастической литературе с 1960-х годов. Она обогатила этот жанр, равно как и жанр фэнтези, своими жесткими взглядами на проблемы рас, полов, экологии и политики. Кроме того, она всегда активно защищала этот жанр и вдохновляла многих своих коллег, которые не устают об этом рассказывать.
Конни Уиллис
Уиллис завоевала больше, чем любой другой автор, главных наград за достижения в области научной фантастики, в том числе 11 премий "Хьюго" и 7 премий "Небьюла". Ее книги остроумны, разнообразны и зачастую язвительны. Ее рассказ Fire Watch ("Пожарная охрана"), который принес писательнице первые награды "Хьюго" и "Небьюла", стал настоящим прорывом, и с тех пор немалое внимание в своем творчестве Уиллис уделяла популярной в фантастике теме путешествий во времени.
Октавия Батлер
Если бы она не существовала, то ее следовало бы придумать. Творчество Батлер расширило тематические границы жанра и изменило его видение, в том числе и благодаря расе, полу, силе писательницы. Черная женщина вступила на территорию, где верховодили белые мужчины, а ее произведения чрезвычайно высоко оценивались прежде всего из-за глубины и гуманности. Она была первым писателем-фантастом, получившим стипендию Мак-Артура, также известную как "Грант для гениев". Она незаменима.
Джоанна Расс
Несмотря на довольно скромное по объему литературное наследие – пять романов, четыре сборника рассказов и одна повесть – достижения Расс действительно можно считать выдающимися. Помимо внушительного вклада в развитие феминистской научной фантастики, Расс также проявила себя талантливым критиком научно-фантастических идеалов, например, бессмертия среди звезд.
Джеймс Типтри-младший
Вопреки имени, Типтри не мужчина. На самом деле она была шпионкой на службе у ЦРУ. За псевдонимом Типтри скрывалась Алиса Брэдли Шелдон, и она использовала это вымышленное имя только на литературной ниве после дебюта в 1968 году. Ее рассказы оказали мощнейшее влияние на научную фантастику того времени, а теперь в ее честь названа литературная премия.
Пэт Кэдиган
После волны активной деятельности феминисток в 1970-80-х годах киберпанк провозгласил: парни вернулись – только вот в самом сердце этого направления была Кэдиган. В романе "Synners" (1991) писательница показала возможность слияния людей и компьютеров.
Энн Маккефри
Первая женщина, завоевавшая премию "Хьюго", первая женщина, завоевавшая премию "Небьюла", а кроме того, Маккефри познала вкус коммерческого успеха. Корабль, который пел – книга 1969 года, которая собрала в одно целое пять опубликованных ранее историй, с необычайной оригинальностью объединила космос и искусственные личности.
Маргарет Этвуд
Возможно, она чувствует себя не в своей тарелке, когда ее так называют, но все же Этвуд – писатель-фантаст. Ее влияние, а также читательская аудитория выходят далеко за рамки жанра, не говоря уже о том, что эта женщина пять раз номинировалась на Букеровскую премию (и один раз получила ее – в 2000 году). Все это могло бы украсить послужной список любого писателя-тяжеловеса XX века. Рассказ Служанки (1986) рисует мрачное будущее во власти религиозных экстремистов, и день ото дня крепнет уверенность в том, что эта книга может оказаться пророческой.
Энн Леки
Ее трилогия о Радче, опубликованная в 2013-2015 годах [в России пока переведены только две книги - Слуги правосудия и Слуги меча - прим. перев.], объединяет два столпа научной фантастики – искусственных людей и космические путешествия. Эти романы собрали множество наград и заявили о новой яркой звезде, чьих творческих опытов отныне будут ждать с нетерпением.
Захолустный городок Хармонт, затерянный где-то на просторах Канады, место, в котором никогда ничего интересного не происходит, внезапно оказывается одной из "зон Посещения" - столкновения землян с загадочной цивилизацией. Людям не удается увидеть самих пришельцев - они удаляются так же внезапно, как и появились, оставив в Зоне множество удивительных предметов и явлений, странных, необъяснимых и чаще всего губительных. (Я.Г. Тестелец)
Одно из немногих произведений русскоязычной научной фантастики, которое не теряет, а лишь набирает популярность со временем.
«Пикник на обочине» нашёл отражение в мировой культуре. По нему снял свой легендарный фильм «Сталкер» Андрей Тарковский. Через несколько десятков лет повесть легла в основу компьютерной игры и стала началом серии книг, действие которых происходит в созданном Стругацкими вымышленном мире.
После того как Землю посетили пришельцы, на ней появились Зоны, в которых действуют совсем иные законы существования. Общество оказалось не готово к «подаркам» пришельцев и с трудом старается приспособиться к новой реальности, следуя за немногочисленными Сталкерами.
Станислав Лем «Солярис»
Солярис. Планета где-то в далёком космосе, почти полностью покрытая океаном, на которую не так уж давно начали посылать первые экспедиции. На небольшую исследовательскую базу прибывает учёный-психолог Крис Кельвин и почти с самого начала сталкивается с происходящими здесь странностями. Один из сотрудников базы, доктор Гибарян, совсем недавно скончался, другой заперся в лаборатории и не только отказывается выходить или впускать кого-либо — даже просто поговорить его сложно заставить. Вскоре в комнате Криса появляется «гость» — девушка, которую он любил десять лет назад и которую по сути спровоцировал на самоубийство. Вероятно, у других жителей базы тоже «живут» подобные «гости из прошлого». Возможно ли разгадать, что же тут в действительности происходит?
Роман описывает взаимоотношения людей c разумным океаном планеты Солярис. При этом Лем оспаривает позицию других писателей-фантастов, которые считают, что контакт с внеземными цивилизациями принесёт человечеству тотальное счастье. Герои «Соляриса» не могут познать инопланетный разум, чувствуют себя одинокими вдали от Земли и боятся всего нового.
Действие происходит в далёком будущем. Но автор поднимает философские вопросы, которые актуальны для человечества в настоящем. Возможно, поэтому Андрей Тарковский снял одноимённый фильм, а идея умного океана нашла отражение в произведении «Звёзды — холодные игрушки» Сергея Лукьяненко.
Предлагаю вашему вниманию подборку потрясающих научно-фантастических книг, посвящённых космической тематике. Это весьма неоднородная подборка: здесь будут как лёгкие для чтения книги, так и затянутые произведения, в которые нужно "погрузиться", чтобы ощутить атмосферу. Но абсолютно каждая из книг подборки достойна того, чтобы быть на полке любителя литературы.
Цикл произведений "Мир смерти" Гарри Гаррисона
Первый роман трилогии был начат Гарри Гаррисоном в Мексике в 1956, и написан благодаря постоянной поддержке и помощи Джона Кэмпбелла, который, в конечном счете, опубликовал окончательный вариант в своем журнале.
Язон динАльт — игрок, пси таланты которого позволяют ему влиять на падение игральных костей. С ним вступает в контакт Керк, посол планеты Пирр. Керк вынуждает динАльта участвовать в азартной игре с условием обязательного выигрыша. Цель Керка — с помощью Язона преумножить ту сумму денег, которую удалось собрать всей планете и приобрести оружие, крайне необходимое планете Пирр. Пирряне ежесекундно борются против планеты, на которой все, и флора и фауна имеет средства и желание уничтожить людей. Заинтригованный этими обстоятельствами, динАльт возвращается на Пирр вместе с Керком. Здесь он должен научиться оставаться в живых в условиях высокой гравитации и способности отражения любой агрессии, которую несет вся флора и фауна планеты. ДинАльт решает выяснять, почему планета нападает на Пиррян. И вот, динАльт становится первым инопланетником, которого суровые и крепкие Пирряне принимают в свое общество на равных правах, а со временем он становится одним из лидеров планеты. А встреча с Метой превращает космического ловеласа в горячо любящего человека... С этими людьми ему предстоит пройти через множество увлекательных и опасных приключений...
"Гиперион" Дэна Симмонса
На фоне начинающейся межзвездной войны человечества с ИскИнами и мутантами семеро паломников направились к аномальным Гробницам Времени на планете Гиперион. Их поход – то самое минимальное воздействие, которое может оказать влияние на судьбу человечества. Но каким образом, не знают ни они, ни пославшие их. Шестеро из них рассказывают свои истории, в той или иной степени связанные с беспощадным механическим чудовищем Шрайком, явившимся из будущего.
"Задача трех тел" Лю Цысинь
В 60-х человечество сделало первую попытку связаться с другими цивилизациями. Но никто не ответил. Полвека спустя учёный мир на Земле сотрясает серия таинственных событий. В распадах частиц на ускорителях исчезает любая система, реликтовое излучение пульсирует, хаотично меняя температуру, а фото и видео-техника по всей планете начинает фиксировать странный обратный отсчёт. Словно в преддверии Судного Дня сама физика перестала существовать! Но что произойдёт, когда этот день настанет? Кто придёт на Землю? Спаситель или палач?
Проект «Аве Мария» Энди Вейер
Райланд Грейс приходит в себя на борту космического корабля. Он не помнит своего имени и понятия не имеет, как здесь оказался. Единственное, что он знает наверняка, это то, что он спал, а сейчас проснулся и компанию ему составляет парочка мертвецов. Воспоминания приходят обрывочными картинками… Похоже, когда-то он работал школьным учителем, а потом… черт, да что же случилось потом? Наконец восстановив череду произошедших событий, Райланд приходит в ужас от грандиозности вверенной ему задачи – предотвратить вымирание человеческого рода. Эта сверхсложная миссия – билет в один конец, и на Землю ему уже не вернуться. И помощи, похоже, ждать неоткуда…
"Пробуждение Левиафана" Кори Джеймс
Сто пятьдесят лет назад, когда мелкие разногласия между Землей и Марсом привели их на грань войны, Пояс Астероидов был дальним фронтиром с гигантским запасом минеральных богатств, недоступных для экономически выгодной разработки, а о внешних планетах и мечтать не приходилось. Тогда Соломон Эпштейн смастерил слегка модифицированный ядерный двигатель... Двигатель Эпштейна не подарил людям звезды, но открыл доступ к планетам. А кроме того — к Поясу.
Тем временем Земля была так занята собственными проблемами, что вспоминала о своих далеко залетевших детях, только чтобы потребовать долю от их трудов. Марсиане в целом были убеждены, что земная цивилизация загнивает. Ленивые, отупевшие граждане жили на правительственные дотации. Жирные коррумпированные политиканы обогащались за счет колоний. Деградирующая инфраструктура тратила тридцать процентов мощности на утилизацию, не позволяющую землянам утонуть в собственном дерьме.
На Марсе практически не было безработных. Марс занял все население перестройкой планеты, меняя красный цвет ее лица на зеленый. Они пытались создать новую Землю, чтобы покончить с зависимостью от старой. Все население прямо или косвенно участвовало в величайшем проекте человечества: в терраформировании планеты. Это давало каждому цель жизни и единую веру в будущее. Не то что земляне, живущие ожиданием очередной правительственной подачки. Пояс — превратился в задворки Солнечной системы, приспособившись делать то, что должен, питаясь крохами, вечно балансируя на грани истощения ресурсов. Все так были заняты выживанием, что не оставалось времени на создание нового.
Некогда «Кентербери» был битком набит людьми, провиантом, схемами, механизмами, жилыми пузырями и надеждами. Теперь на лунах Сатурна обитало около двадцати миллионов человек. «Кентербери» доставил туда почти миллион их предков. И сорок пять миллионов на луны Юпитера. Как ни смотри, население было велико и потребляло много воды. Так что теперь «Кентербери» и другой транспорт, принадлежавший компании «Чисто-Прозрачно» был перестроен из колонистского транспорта и курсировали от колец Сатурна к Поясу и обратно, таская лед. И будут таскать, пока не развалятся на куски. Джим Холден находил это поэтичным.
Его зовут Джеймс Холден, и его корабль, «Кентербери», только что был уничтожен военным кораблем, снабженным маскировочной техникой и с серийными номерами Марсианского флота на отдельных частях. «Скопули» стал наживкой в капкане для «Кентербери», а «Кентербери» стал наживкой, погубившей «Доннаджер».
За те шесть лет службы во флоте Холдену случалось видеть, как гибнут люди, но только через экран радара. Теперь ему предстоит наблюдать ужасную смерть тысяч людей вблизи. Разбираясь с серией мерзких делишек, известных в дальнейшем под кратким названием «История с Эросом» он знакомится, да и то недолго со сломленным человеком по фамилии Миллер — старым уставшим детективом из Пояса, который двенадцать лет работал детективом на службу безопасности «Звездной Спирали» на Церере, и для которого насилие и смерть привычные спутники. Ко времени их встречи Миллер уже бросил работу в полиции ради своих маниакальных поисков некой пропавшей девушки...
Кто же заварил кашу? Именно это могли бы рассказать Джульетта Мао и команда «Скопули». Кто, зачем и, ради бога, как это остановить. Система ввергнута в войну. Как спасти человечество от безответственных корпораций, заигравшихся с инопланетным оружием, которое прежде астрономы ошибочно принимали за спутник Сатурна? Возымеет ли их кратковременное сотрудничество успех?
"Красный Марс" Кима Стэнли Робинсона
Человечество начинает освоение Марса. Две космические державы, Америка и Россия, объединили свои усилия и послали на Марс первую сотню постоянных поселенцев — известных ученых, которые должны исследовать планету, построить первые здания, пустить в ход оборудование. Когда и этот эксперимент проходит успешно, на Марс прибывают тысячи людей. В основном — для добычи полезных ископаемых, нужных истощенной промышленностью Земле. Кроме того, Марс расценивается на перенаселенной Земле как «новый свет». Сюда рвутся все недовольные тем, как дела обстоят на Земле. Ученые составляют ничтожный процент от всех прибывших на Марс. Но от них зависит, каким будет Марс в будущем. Нужно ли пытаться терраформировать Марс, или нужно оставить его таким как есть — прекрасным и необычным, хранящим историю миллиардов лет? Стоит ли продолжать искать местные живые организмы, или можно выпустить наши собственные? Должен ли Марс стать сырьевой колонией Земли, или у него должна быть своя экономика, свое правительство и свое государство? Ответов на эти вопросы столько же, сколько людей. И каждый считает, что его ответ — единственно верный.
"Желтая линия" Михаила Тырина
Черт знает до чего может довести желание вырваться из однообразия будней! Для Бориса Еникеева подобное стремление обернулось еще более страшной каторгой. Ледяные просторы чужой планеты, а затем чудовищные болота Водавии — и война, огонь, кровь и ежедневный смертельный риск. А в награду справедливая Космическая Цивилизация, солдатом которой стал Борис, щедро наделила его, как и каждого своего подопечного, миской баланды и мечтой о светлом будущем. Но изощренный земной ум всегда найдет выход…
"Королева солнца" Андрэ Нортон
Молодой выпускник Космической Школы Дейн Торсон, получает назначение на должность помощника суперкарго на «Королеву Солнца», корабль вольных торговцев. На ее борту Дейну предстоит пережить много опасных приключений и уяснить, что получение прибыли остается основополагающим принципом для вольного торговца, в любой ситуации.
Антиутопия – жанр художественной литературы, описывающий государственный или мировой уклад, в котором при изначальном стремлении к идеальному существованию для всех обитателей складываются негативные тенденции развития.
Антиутопия является противоположностью утопии, рисующей идеальный мир. В мире антиутопии за красивой обложкой прячется далеко не идеальное общественное устройство, а главный герой противопоставляет себя режиму. К классическим антиутопиям относятся «Мы» Евгения Замятина, «451 градус по Фаренгейту» Рея Брэдбери, «1984» Джорджа Оруэлла и многие другие произведения российских и зарубежных классиков. В числе популярных современных антиутопий «Голодные игры» Сьюзан Коллинз, «Дивергент» Вероники Рот, а также трилогия «Уродина» Скотта Вестерфельда.
Джордж Оруэлл «1984» (1949, роман)
Своеобразный антипод второй великой антиутопии XX века — «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли. Что, в сущности, страшнее: доведенное до абсурда «общество потребления» — или доведенное до абсолюта «общество идеи»?
По Оруэллу, нет и не может быть ничего ужаснее ТОТАЛЬНОЙ НЕСВОБОДЫ...
Оруэлл предсказал тотальную власть телевидения, повсеместную слежку и многие другие культурные явления, которые мы наблюдаем сегодня. Поэтому книга не потеряла актуальность спустя годы.
Евгений Замятин «Мы» (1924, роман)
В романе Замятина в двадцать шестом веке жители Утопии настолько утратили свою индивидуальность, что различаются по номерам. Живут они в стеклянных домах (это написано еще до изобретения телевидения), что позволяет политической полиции, именуемой «Хранители», без труда надзирать за ними. Все носят одинаковую униформу и обычно друг к другу обращаются либо как «нумер такой-то», либо «юнифа» (униформа). Питаются искусственной пищей и в час отдыха маршируют по четверо в ряд под звуки гимна Единого Государства, льющиеся из репродукторов. В положенный перерыв им позволено на час (известный как «сексуальный час») опустить шторы своих стеклянных жилищ. Брак, конечно, упразднен, но сексуальная жизнь не представляется вовсе уж беспорядочной. Для любовных утех каждый имеет нечто вроде чековой книжки с розовыми билетами, и партнер, с которым проведен один из назначенных сексчасов, подписывает корешок талона. Во главе Единого Государства стоит некто, именуемый Благодетелем, которого ежегодно переизбирают всем населением, как правило, единогласно. Руководящий принцип Государства состоит в том, что счастье и свобода несовместимы. Человек был счастлив в саду Эдема, но в безрассудстве своем потребовал свободы и был изгнан в пустыню. Ныне Единое Государство вновь даровало ему счастье, лишив свободы.
Уильям Нолан, Джордж Клейтон Джонсон «Логан» (1967, роман)
Антиутопия. Из-за истощения ресурсов существование цивилизации поддерживается благодаря уничтожению каждого, кому исполнился 21 год.
После волнений, в одночасье охвативших города на всех континентах, мир изменился кардинальным образом. Новое цивилизационное устройство предоставляет каждому все, что душе угодно, – мужчины и женщины могут проводить время в непрерывных развлечениях, денно и нощно занимаясь сексом, участвуя в спортивных играх, балуясь легкими наркотиками… вот только человеческая жизнь ограничена 30 годами, и всякого, кто пересек этот возрастной рубеж, ожидает добровольное уничтожение. Однако не все граждане идут на смерть сознательно – и для таких нарушителей закона есть «песчаные люди» – ловцы, вооруженные самым мощным оружием и доставляющие их в заведения для умерщвления. Герой книги, «песочный человек» Логан, которому осталось несколько дней до уничтожения, решает развенчать или подтвердить городскую легенду, говорящую о загадочном убежище, где ловкий беглец может спрятаться от ловцов и от правительства.
Олдос Хаксли «О дивный новый мир» (1932, роман)
Роман, который многие критики называли и называют «главной книгой Олдоса Хаксли». Холодно, блистательно и безжалостно изложенная история интеллектуала в Англии тридцатых годов прошлого века — трагедия непонимания, нелюбви, неосознанности душевных порывов и духовных прозрений. Человек, не похожий на других, по мнению Хаксли, одинок и унижен, словно поверженный и ослепленный библейский герой Самсон, покорно вращающий мельничные жернова в филистимлянской Газе. Однако Самсону была дарована последняя победа, ценой которой стала его собственная жизнь. Рискнет ли новый «слепец в Газе» повторить его самоубийственный подвиг? И чем обернется его бунт?
Роберт Шекли «Цивилизация статуса» (1960, роман)
Люди будущего. Кем они станут? Куда занесут их столь обычные для всей человеческой породы пороки, предрассудки и лихая жажда наживы? Многие писатели уже размышляли на эту тему, перебирая огромное количество повторяющихся вариантов и набивая оскомину у читателей. Но только не Роберт Шекли! Его сюжеты и образы всегда ярки, оригинальны и остроумны, а фантазия поистине безгранична.
Станислав Лем «Возвращение со звёзд» (1961, роман)
Космонавт Халь Брег много лет провёл в космическом корабле в межзвёздном пространстве. Но когда он вернулся через сто двадцать семь лет из далёких миров на Землю, его ждали новые необычные приключения и неожиданности – ведь полностью изменилась жизнь, быт и обычаи людей.
Джаспер Ффорде «Полный вперёд назад, или Оттенки серого» (2009, роман)
В цветократическом Коллективе место гражданина в иерархии зависит oт того, какие цвета он умеет различать, и все, от почти бесправных «серых», до «фиолетовой» элиты, подчиняются Правилам, регламентирующим каждый аспект жизни.
Эдди Рассетт — молодой «красный» с высоким цветовосприятием и блестящими перспективами. Но в наказание за неудачную шутку, которую Эдди сыграл с сыном префекта, его отправляют проводить перепись стульев в прифронтирный городок Ист-Кармин. По дороге туда он знакомится с «серой» Джейн С-23, девушкой с красивым носиком и трудным характером. Эта встреча изменит жизнь Эдди и приведет к открытию, которое перевернет его представление об окружающем мире.
Герберт В. Франке «Игрек минус» (1976, роман)
Бен Эрман работает расследователем, в его функции входит проверять по компьютеру людей, и если анализ оценки какого-то человека будет равен «Y-», то он будет уничтожен, так как его существование угрожает стабильной жизни Общества. Однажды Бен получает задание проверить себя самого, проверяя он понимает, что его оценка заурядна, однако присмотревшись, он обнаруживает, что каким-то образом из его жизни исчезли три года...
Бен Элтон «Слепая вера» (2007, роман)
Аннотация: Каждый человек ежесекундно окружен ведущими прямую трансляцию веб-камерами, фиксирует каждый шаг в персональном блоге и выкладывает отчет о любом событии своей жизни (включая потерю невинности) в YouTube. Теория Дарвина объявлена тягчайшей ересью, вызвавшей гнев Божий, светское правительство — лишь исполнитель воли вездесущих жрецов всемогущего Храма… Что это? Новые Темные века? Ничего подобного! Царит настоящий культ тела (подогнанного пластической хирургией под единый стандарт), а средства коммуникации достигли невиданного расцвета. Но мало кто осмеливается отстаивать свое право на частную жизнь — и готов побороться за право своего ребенка выжить.
Лоис Лоури «Дающий» (1993, роман)
Мир, в котором живёт Джонас, идеален. Здесь нет ни войны, ни боли, ни страха. У каждого есть свое предназначение Когда Джонасу исполняется двенадцать лет, он узнает, что в Комунне есть человек, хранящий воспоминания о настоящем мире.
Самый значительный человек в своем городе доктор Пол Протеус живет в то время, когда автоматизация зашла настолько далеко, что сделала ненужными профессии множества людей. Но несмотря на высокое положение в обществе, Пол не чувствует себя счастливым. После некоторых раздумий Протеус решает сменить свое окружение, но удастся ли ему выйти из системы и открыть глаза многим другим людям или его примут за предателя и посадят в тюрьму?..
Аннотация: Для Джоанны, ее мужа Уолтера и их детей переезд в живописный Степфорд — событие слишком чудесное, чтобы быть правдой. Но за идиллическим фасадом города скрывается страшная тайна, тайна настолько ужасная, что для каждого вновь прибывшего она открывается со своей стороны.
Джоанна Эберхарт переезжает вместе со своим мужем и двумя детьми в идиллический городок Степфорд. Там каждая домохозяйка — идеальная мать и жена, горничная и любовница в одном лице. Сначала Джоанну сбивает с толку озабоченность местных женщин обустройством семейного быта, их несговорчивость и нежелание идти на контакты, но познакомившись с Бобби Марковиц — неряшливой и естественной женщиной, Джоанна понимает, что с этим городом что-то неладное.
И пока жёны проводят дни и вечера у плиты, доводя условия быта до совершенства, мужья Степфорда каждый вечер проводят в таинственной Мужской Ассоциации. Каково же удивление Джоанны, когда из старых газет она узнаёт, что раньше в Степфорде была Женская Ассоциация, а большая часть местных домохозяек были её активистами с феминистическими взглядами. Когда, наконец, изменения затрагивают и Бобби, ставшую сдержанной и утончённой леди, Джоанна решает, что нужно срочно переезжать из Степфорда, пока она сама не изменилась до неузнаваемости.
Роман дважды экранизировался в Голливуде — первая версия вышла в 1975 году, а в 2004 году была снята комедийная версия с Николь Кидман в главной роли.
Кроме того, успех книги и экранизации 1975 года, породил 3 теле- и видеопродолжения, сюжет которых основывался на идее оригинального романа:
Месть степфордских жен (1980) — первое продолжение фильма 1975 года.
Дети Степфорда (1987) — второе продолжение картины 1975 года.
Степфордские мужья (1996) — третье продолжение картины 1975 года.
Заметка
Из-за популярности романа, словосочетание «степфордская жена» стало нарицательным — так говорят о женщине, которая стремится стать идеальной домохозяйкой, ставя интересы семьи превыше своих. Чаще всего, противопоставляется идеям феминизма. Название города Степфорд также стало нарицательным. Чаще всего степфордом называют место (или отсылаются, говоря о конкретной ситуации), в котором творится что-то странное, а люди ведут себя загадочно, неестественно.
Создание интеллекта, превосходящего человеческий, произойдет в ближайшие тридцать лет. …Это та самая точка, где наши прежние модели перестают работать, и в свои права вступает новая реальность. Как приближение Сингулярности повлияет на человеческое мировоззрение? И что случится в течение пары месяцев (или пары дней) после этого? В моем распоряжении есть только аналогия, на которую я могу указать: возникновение человечества. Мы окажемся в постчеловеческой эпохе… – это цитата из программной статьи Вернора Винджа «Грядущая технологическая сингулярность», одной из самых часто упоминаемых работ об искусственном интеллекте за последние 25 лет.
Эрнст Юнгер Стеклянные пчёлы
«Стеклянные пчелы» (1957) – пожалуй, самый необычный роман Юнгера, написанный на стыке жанров утопии и антиутопии. Общество технологического прогресса и торжество искусственного интеллекта, роботы, заменяющие человека на производстве, развитие виртуальной реальности и комфортное существование. За это «благополучие» людям приходится платить одиночеством и утратой личной свободы и неподконтрольности. Таков мир, в котором живет герой романа – отставной ротмистр Рихард, пытающийся получить работу на фабрике по производству наделенных интеллектом роботов-лилипутов некоего Дзаппарони – изощренного любителя экспериментов, желающего превзойти главного творца – природу. Быть может, человечество сбилось с пути и совершенство технологий лишь кажущееся благо?